Вода лучше всего

В Афинах на живописном Адриатическом побережье жили два мыслителя древности — Платон (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) и его ученик Аристотель (384—322 до н. э.).

Как известно из сохранившихся документов, своими мыслями Платон делился с учениками во время прогулок. Его представления о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысячелетий. В основе его системы мироздания лежали четыре стихии: огонь — воздух — вода — земля. При этом в научных трудах Платона воде отведена важная роль.

В трактате «Тимей» Платон утверждал, что стихия, называемая водой, сгущаясь, превращается в камни и землю, но она может стать ветром и воздухом, а воспламенившийся воздух — огнем. Возможен и обратный процесс: огонь переходит в воздух, а он, в свою очередь, становится облаком и туманом, при большом концентрировании которых образуется вода. Таким образом, утверждалась идея о взаимном переходе четырех стихий, или элементов. Просматривается также признание существования двух видов воды — пара и жидкой воды.

Великий ученый древности пытался ответить на вопрос о происхождении воды. Он выдвинул гипотезу о Тартаре — огромном подземном водоеме в центре Земли, который якобы и является родоначальником всех морей и океанов. «Когда вода отступает в те области, которые мы зовем внутренними,— говорил Платон,— она течет сквозь землю по руслам тамошних рек и заполняет их, словно оросительные каналы; а когда уходит оттуда и устремляется сюда, то снова наполняет здешние реки, и они бегут подземными протоками, каждая к тому месту, куда проложила себе путь, и образует моря и озера, дает начало рекам и ключам».

Философские воззрения Платона формировались под влиянием трудов предшественников, которые отдавали предпочтение то одной, то другой стихии.

Большое внимание воде уделял греческий философ Фалес из Милета (ок. 625 — ок. 547 до н. э.), считая, что в основе всего многообразия явлений и вещей лежит вода. Он, очевидно, был первым, кто отметил необычность ее физических свойств и, сравнивая с другими веществами природы, указал на способность воды существовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Фалесу принадлежит знаменитое восклицание: «Воистину вода лучше всего!»

 Четыре стихии - огонь, воздух, вода, земля

По Фалесу, «все вещи возникли из первичной воды и возвращаются в нее опять: все твердое осаждается из воды». Он указывал на возможное взаимопревращение четырех стихий в строгой последовательности: огонь—воздух — вода — земля.

Представления Фалеса, несомненно, нашли отражение в трудах Платона и его ученика Аристотеля.

Сочинения Аристотеля охватывали практически все области тогдашнего знания. Он пытался понять первопричину наблюдаемых в природе явлений. Его интересуют вопросы движения воды, ее роль в природе, в его трактатах можно найти и некоторые идеи, приближающие его к пониманию важной проблемы — круговорота воды. Эти процессы он описывал так: «Когда эта часть пара ночью охлаждается и опускается, ее называют росой и инеем. Если пар замерзает до того, как он, уплотняясь, вновь становится водой, то образуется иней… А росой он становится, когда, уплотняясь, превращается в воду и когда тепла недостаточно, чтобы высушить поднявшуюся вверх влагу, а холода недостаточно (из-за теплого климата или теплого времени года), чтобы пар замерз».

Аристотель пошел дальше Платона, полагая, что четыре стихии обладают разными свойствами, такими, как влажное, сухое, теплое, холодное. Объединяясь попарно, эти качества входят в одну из четырех стихий (рис.1).

Аристотель к четырем стихиям-элементам добавляет пятую, не материальную, а эфирную, проникающую во все тела («квинтэссенцию»).

Как видим, философы древности отводили воде значительное место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *